Признание социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг
Развитие и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций является одним из долгосрочных приоритетов государственной социальной политики Российской Федерации.
Понятие «социально ориентированные некоммерческие организации» впервые появилось в российском законодательстве с принятием Федерального закона от 05 апреля 2010 года № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций». Некоммерческая организация может быть признана социально ориентированной в случае, если она создана в определенной законом организационно-правовой форме и осуществляет деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и законодательством субъектов Российской Федерации. В Саратовской области принят Закон Саратовской области от 26 апреля 2011 года № 45-ЗСО «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Саратовской области», устанавливающий дополнительные виды такой деятельности.
В соответствии со статьей 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» социально ориентированными видами деятельности некоммерческих организаций признаются:
1) социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;
2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
4) охрана окружающей среды и защита животных;
5) охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;
6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;
7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;
8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области организации и поддержки благотворительности и добровольчества (волонтерства);
9) деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности;
10) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
11) развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации;
12) деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации;
13) проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества;
14) участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;
15) социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов;
16) мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ;
17) содействие повышению мобильности трудовых ресурсов;
18) увековечение памяти жертв политических репрессий.
Дополнительно, в Саратовской области в соответствии с Законом Саратовской области № 45-ЗСО такими видами являются:
1) развитие и поддержка детского и молодежного общественного движения;
2) укрепление межнациональных, межэтнических и межконфессиональных отношений, содействие профилактике экстремизма и ксенофобии;
3) проведение социологических исследований и мониторинга состояния гражданского общества;
4) деятельность в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
Об установлении правового статуса «некоммерческой организации – исполнителя общественно полезных услуг» для некоммерческих организаций, которые зарекомендовали себя как безупречные партнеры государства, впервые было заявлено Президентом Российской Федерации в Послании к Федеральному собранию Российской Федерации от 03 декабря 2015 года.
Во исполнение поставленных Президентом Российской Федерации задач в указанной сфере был принят Федеральный закон от 03 июля 2016 года № 287-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» в части установления статуса некоммерческой организации – исполнителя общественно полезных услуг.
На сегодняшний день на законодательном уровне закреплено, что некоммерческой организацией – исполнителем общественно полезных услуг может быть признана социально ориентированная некоммерческая организация, которая соответствует следующим признакам:
- на протяжении одного и более года оказывает общественно полезные услуги надлежащего качества;
- не является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента;
- не имеет задолженностей по налогам и сборам, иным, предусмотренным законодательством Российской Федерации, обязательным платежам.
Формирование и утверждение перечня общественно полезных услуг осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с приоритетными направлениями, определяемыми Президентом Российской Федерации. В настоящее время перечень общественно полезных услуг установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2016 года № 1096 «Об утверждении перечня общественно полезных услуг и критериев оценки качества их оказания». Данный перечень включает в себя 104 видов услуг, распределенных по 21 приоритетному направлению услуг, определенному Указом Президента Российской Федерации от 08 августа 2016 года № 398 «Об утверждении приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг»:
1. Предоставление социального обслуживания в форме на дому
2. Предоставление социального обслуживания в стационарной форме
3. Предоставление социального обслуживания в полустационарной форме
4. Социально-трудовые услуги, направленные на оказание содействия в вопросах трудоустройства и в решении вопросов, связанных с трудовой адаптацией молодежи, матерей с детьми, инвалидов, граждан пожилого возраста, лиц, освободившихся из мест лишения свободы (8 услуг)
5. Услуги, предусматривающие реабилитацию и социальную адаптацию инвалидов, социальное сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (6 услуг)
6. Услуги по оказанию социальной помощи детям, инвалидам, гражданам пожилого возраста, лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам, а также по их социальному сопровождению (7 услуг)
7. Участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (5 услуг)
8. Услуги по профилактике социального сиротства, включая психолого-педагогическое и социальное сопровождение семей для предотвращения отказа от новорожденного ребенка, сокращения случаев лишения родительских прав в части консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи родителям детей и профилактики отказа родителей от воспитания своих детей, ограничения их в родительских правах, лишения их родительских прав, а также в целях обеспечения возможности восстановления родителей в родительских правах или отмены ограничения родительских прав.
9. Услуги, направленные на социальную адаптацию и семейное устройство детей, оставшихся без попечения родителей (7 услуг)
10. Оказание помощи семье в воспитании детей (6 услуг)
11. Услуги по организации отдыха и оздоровления детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе организация деятельности специализированных (профильных) лагерей (2 услуги)
12. Услуги в сфере дошкольного и общего образования, дополнительного образования детей (6 услуг)
13. Услуги по психолого-педагогическому консультированию, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (3 услуги)
14. Услуги в сфере дополнительного образования граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе услуги обучения навыкам компьютерной грамотности
15. Услуги в сфере дополнительного образования сотрудников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций (в том числе проведение консультативных и просветительских мероприятий), направленного на повышение качества предоставления услуг такими организациями
16. Услуги по профилактике социально значимых заболеваний, курения, алкоголизма, наркомании, включая просвещение и информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни (3 услуги)
17. Услуги, предусматривающие медико-социальное сопровождение лиц, страдающих тяжелыми заболеваниями, и лиц, нуждающихся в медицинской паллиативной помощи, включая организацию оказания медицинской паллиативной помощи и содействие в ее получении (9 услуг)
18. Услуги, направленные на медико-социальную реабилитацию лиц с алкогольной, наркотической или иной токсической зависимостью (2 услуги)
19. Услуги в области физической культуры и массового спорта (18 услуг)
20. Услуги по сбору, обобщению и анализу информации о качестве оказания услуг организациями культуры, социального обслуживания, медицинскими организациями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, осуществляемые организацией-оператором в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования» в части популяризации системы независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования и возможности участия в ней потребителей услуг, вовлечение граждан в независимую оценку
21. Деятельность по оказанию следующих услуг, направленных на развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защиту самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации, социальную и культурную адаптацию и интеграцию мигрантов (15 услуг).
Приобретая статус исполнителя общественно полезных услуг некоммерческая организация имеет право на приоритетное получение мер государственной поддержки, предусмотренных действующим законодательством.
Кроме того, Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусмотрена возможность установления федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами дополнительных преференций для социально-ориентированных некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг.
Получение некоммерческой организацией, зарегистрированной в Саратовской области, статуса исполнителя общественно полезных услуг проходит в 2 этапа:
1 этап – получение в уполномоченном органе (на региональном или федеральном уровне) заключения о соответствии качества оказываемых услуг установленным критериям;
2 этап – представление документов в Управление Минюста России по Саратовской области принятия решения о признании некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг и внесении сведений о ней в реестр.
Перечень органов, уполномоченных осуществлять оценку качества оказываемых некоммерческой организацией услуг, а также образцы необходимых документов установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2017 года № 89 «О реестре некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг». В их число входят ряд федеральных министерств и ведомства, их территориальных органов, также оценка качества проводится уполномоченными структурами на региональном уровне.
На территории Саратовской области органами исполнительной власти Саратовской области, уполномоченными на осуществление оценки качества оказываемых некоммерческими организациями общественно полезных услуг, являются:
- Министерство социального развития Саратовской области;
- Министерство занятости, труда и миграции Саратовской области;
- Министерство здравоохранения Саратовской области;
- Министерство образования Саратовской области;
- Министерство культуры Саратовской области;
- Министерство молодежной политики и спорта Саратовской.
Для получения заключения некоммерческая организация представляет в уполномоченный орган заявление в письменной форме, в котором обосновывается соответствие оказываемых организацией услуг установленным критериям оценки качества оказания общественно полезных услуг. К указанному заявлению могут прилагаться документы, обосновывающие соответствие оказываемых организацией услуг установленным критериям оценки качества оказания общественно полезных услуг (справки, характеристики, экспертные заключения, заключения общественных советов при заинтересованных органах и другие), а также документы, подтверждающие отсутствие задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам.
Уполномоченный орган рассматривает представленные документы в течение 30 дней и в случае отсутствия оснований для отказа выдает некоммерческой организации заключение о соответствии качества оказываемых ею услуг установленного образца за подписью заместителя Председателя Правительства Саратовской области, курирующего в Правительстве деятельность соответствующего министерства.
После получения указанного заключения некоммерческой организации необходимо заполнить заявление установленной формы и вместе с заключением представить в Управление Минюста России по Саратовской области.
Решение о признании некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг принимается Управлением в течение 5 рабочих дней.
Некоммерческая организация включается в реестр исполнителей общественно полезных услуг сроком на 2 года. Для повторного признания организации исполнителем общественно полезных услуг в упрощенном порядке по истечении 2 лет некоммерческой организации необходимо представить в Управление заявление установленной формы. Указанное заявление должно быть представлено в течение 30 дней со дня истечения 2-летнего срока признания организации исполнителем общественно полезных услуг и внесения организации в реестр. При повторном признании организации исполнителем общественно полезных услуг указываются одна или несколько общественно полезных услуг, ранее внесенных в реестр.
В случае непредставления по истечении 2 лет соответствующего заявления сведения о некоммерческой организации подлежат исключению из реестра исполнителей общественно полезных услуг.
Как зарегистрировать НКО, не выходя из дома?
Глобализация развития информационных технологий проникает во все сферы современной жизни, в том числе в сферу государственного управления, в повседневную жизнедеятельность социума, в том числе институтов гражданского общества.
Государственное управление в России во втором десятилетии XXI века активно реформируется в целях обеспечения открытости и прозрачности своей деятельности, а также доступности предоставляемых для граждан и организаций государственных услуг, в том числе оказываемых дистанционно и в электронном виде.
Многие государственные органы принимают участие в реализации государственных программ, в которых находит отражение целевой показатель по количеству предоставляемых государственных услуг в электронной форме.
Единый портал государственных услуг и функций (ЕПГУ) www.gosuslugi.ru
предоставляет каждому гражданину возможность:
- узнать информацию о государственных и муниципальных услугах;
- заказать госуслуги в электронной форме;
- записаться на приём в ведомство;
- оплатить любым электронным способом штрафы, судебные и налоговые задолженности, госпошлины, услуги ЖКХ;
- оценить качество предоставления госуслуг.
Статистика портала Госуслуг за 2018 год подтверждает 2,6 миллиарда услуг, которые заказаны через сайт Госуслуг и мобильное приложение, Госуслуги насчитывают 86,5 миллионов зарегистрированных пользователей.
Этот статус необходим для получения 95% федеральных, региональных и муниципальных услуг в электронном виде, в том числе услуг по государственной регистрации юридических лиц - некоммерческих организаций.
Министерство юстиции Российской Федерации является ответственным исполнителем государственной программы Российской Федерации «Юстиция», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 312.
В рамках реализации Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и государственной программы «Юстиция» (подпрограмма 1 «Обеспечение защиты публичных интересов, реализации прав граждан и организаций») Минюстом России проводится работа по переходу на предоставление государственных услуг в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций в электронной форме (в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»).
Электронная регистрация является самым оптимальным способом сэкономить время и финансовые средства при направлении документов на государственную регистрацию некоммерческой организации тем, кто хочет создать новую некоммерческую организацию или уже представляет интересы некоммерческой организации, являющейся юридическим лицом.
Преимущества направления документов на государственную регистрацию в электронном виде при направлении документов в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя:
• отсутствует необходимость личного посещения уполномоченного органа;
• не требуется в соответствии с требованиями ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» свидетельствование в нотариальном порядке подписи заявителя на предоставляемом при государственной регистрации заявлении (уведомлении);
• отсутствует необходимость в изготовлении дополнительных бумажных копий обязательных документов (например, устава в 3 экземплярах), поскольку в электронном виде предоставляются документы в сканированном виде;
• в соответствии с пп. 32 п. 3 ст. 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина не подлежит оплате при подаче документов в электронном виде через единый портал государственных и муниципальных услуг при совершении следующих регистрационных действий:
- за государственную регистрацию юридического лица, за исключением государственной регистрации политических партий и региональных отделений политических партий, государственной регистрации общероссийских общественных организаций инвалидов и отделений, являющихся их структурными подразделениями;
- за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также за государственную регистрацию ликвидации юридического лица, за исключением случаев, когда ликвидация юридического лица производится в порядке применения процедуры банкротства.
Электронные услуги становятся доступными для заявителей после прохождения процедуры аутентификации на Портале государственных услуг.
Для работы с сервисом требуется наличие усиленной квалифицированной электронной подписи заявителя и установка специальной программы, с помощью которой формируется транспортный контейнер, содержащий документы в электронном виде, для направления в регистрирующий орган.
Получить квалифицированный сертификат электронной подписи можно в региональном представительстве удостоверяющего центра, аккредитованном в Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязи России), перечень которых размещен на официальном сайте Минкомсвязи России в разделе «Аккредитация удостоверяющих центров».
Сертификат и ключи электронной подписи запишут на сертифицированный электронный носитель – электронную карту или флэш-накопитель. Платность получения сертификата и ключей электронной подписи определяется регламентом удостоверяющего центра.
Полученный сертификат в последующем будет удобно использовать и для других целей деятельности некоммерческой организации, связанной с получением государственных и муниципальных услуг в электронном виде, в том числе для передачи налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Физические лица, прошедшие процедуру аутентификации на Портале государственных услуг, имеют возможность направить через раздел услуг для юридических лиц документы в электронной форме на государственную регистрацию создания некоммерческой организации.
Для подготовки и направления документов в электронном виде пользователям портала необходимо направлять документы для регистрации в виде транспортных контейнеров с документами, подготовленных с помощью программы формирования транспортного контейнера, ссылка для скачивания которой имеется на Портале государственных услуг.
Учитывая особый порядок регистрации некоммерческих организаций, для формирования транспортного контейнера необходимо пользоваться программным обеспечением, разработанным Минюстом России. Документы, включаемые в состав транспортного контейнера, должны удовлетворять требованиям законодательства Российской Федерации, а также требованиям, указанным в Порядке направления в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, утвержденном приказом ФНС России от 12.08.2011 № ЯК-7-6/489@.
Файлы с отсканированными образами направляемых в уполномоченный орган документов подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя либо нотариуса или лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, засвидетельствовавшего подлинность подписи заявителя на направляемом одновременно с такими документами заявлении (уведомлении, сообщении).
Подробная информация о регистрации на Портале государственных услуг, возможности оформления усиленной квалифицированной электронной подписи уполномоченного представителя юридического лица размещена на портале государственных услуг (https://www.gosuslugi.ru/help/faq/c-1/1).
Результат рассмотрения представленных в электронном виде документов уполномоченным органом будет также направлен заявителю в электронном виде.
Управление Минюста России по Саратовской области надеется что граждане, представляющие некоммерческие организации, в скором времени оценят привлекательность использования портала государственных услуг и будут шире использовать его возможности в своей повседневной деятельности, в том числе при представлении документов в Управление на государственную регистрацию в электронном виде.
По информации Управления
Министерства юстиции
Российской Федерации
по Саратовской области