О государственной регистрации некоммерческих организаций в электронном виде
Электронная регистрация является самым оптимальным способом сэкономить время и финансовые средства при направлении документов на государственную регистрацию некоммерческой организации тем, кто хочет создать новую некоммерческую организацию или уже представляет интересы некоммерческой организации, являющейся юридическим лицом.
Преимущества направления документов на государственную регистрацию в электронном виде:
• отсутствует необходимость личного посещения уполномоченного органа;
• не требуется свидетельствование в нотариальном порядке подписи заявителя на предоставляемом при государственной регистрации заявлении (уведомлении);
• отсутствует необходимость в изготовлении дополнительных бумажных копий обязательных документов (например, устава в 3 экземплярах), поскольку документы предоставляются в сканированном виде;
• при направлении документов в электронном виде не подлежит оплате государственная пошлина (исключение составляет государственная регистрация политических партий и их региональных отделений, государственная регистрация общероссийских общественных организаций инвалидов и их отделений, а также государственная регистрация в связи с ликвидацией в порядке применения процедуры банкротства).
Электронные услуги становятся доступными для заявителей после прохождения процедуры аутентификации на Едином портале государственных и муниципальных услуг (далее – ЕПГУ).
Для работы с сервисом требуется наличие усиленной квалифицированной электронной подписи заявителя и установка специального программного обеспечения для формирования транспортного контейнера с электронными образами документов.
Получить квалифицированный сертификат электронной подписи можно в любом аккредитованном удостоверяющем центре. Полученный сертификат в последующем будет удобно использовать и для других целей деятельности некоммерческой организации, связанной с получением государственных и муниципальных услуг в электронном виде, в том числе для передачи налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Физические лица, прошедшие процедуру аутентификации на ЕПГУ, имеют возможность направить через раздел услуг для юридических лиц документы в электронной форме на государственную регистрацию создания некоммерческой организации.
Для этого необходимо на ЕПГУ создать учетную запись юридического лица, которая создается только из подтвержденной учетной записи физического лица – руководителя организации, имеющего право действовать от имени организации без доверенности. С типами учетных записей можно ознакомиться на странице ЕПГУ «Частые вопросы – Вход и регистрация».
Учитывая особый порядок регистрации некоммерческих организаций, для формирования транспортного контейнера необходимо пользоваться программным обеспечением, разработанным Минюстом России. Данная программа доступна для скачивания непосредственно на ЕПГУ.
Процедура подготовки и направления документов для получения услуги состоит из следующего:
– на главной странице ЕПГУ в поле поиска необходимо ввести название требуемой услуги или ведомство, предоставляющее данную услугу (Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России);
– из перечня электронных услуг следует последовательно выбрать государственные услуги «Принятие решения о государственной регистрации некоммерческих организаций», затем «Государственная регистрация иных некоммерческих организаций при их создании». На открывшейся странице ознакомиться с информацией о данной услуге;
– выбрать дальнейшее действие «Получить услугу»:
– из выпадающего списка выбрать «Адресат заявления», то есть соответствующий уполномоченный орган (Минюст России или его территориальный орган);
– заполнить поле «Наименование организации», выбрать требуемое значение поля «Организация, в отношении которой выполняются регистрационные действия»;
– прикрепить транспортный контейнер с документами, подготовленный с помощью программы формирования транспортного контейнера, ссылка для скачивания которой имеется на соответствующей третьему шагу странице для предоставляемой услуги.
При подаче документов на государственную регистрацию некоммерческих организаций в электронной форме, заявители для формирования транспортного контейнера пользуются программным обеспечением, разработанным Минюстом России во взаимодействии с Федеральной налоговой службой, где предусмотрено, что размер транспортного контейнера не может превышать 5 Мб.
Документы, включаемые в транспортный контейнер, должны удовлетворять требованиям законодательства Российской Федерации, а также требованиям, указанным в Порядке направления в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, утверждённом приказом ФНС России от 12.08.2011 № ЯК‑7-6/[email protected]
Файлы направляемых в регистрирующий орган документов с отсканированными с бумажных носителей образами, подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя (одного из заявителей) либо нотариуса или лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса, засвидетельствовавшего подлинность подписи заявителя на направляемом одновременно с такими документами заявлении (уведомлении, сообщении).
В случае возникновения проблем при работе с ЕПГУ можно обращаться в Центр поддержки пользователей по телефонам:
+7(800) 100-70-10 – при нахождении на территории России, звонок бесплатный;
115 – с мобильных телефонов при нахождении на территории России, звонок бесплатный;
+7(499) 550-18-39 – при нахождении за границей, оплата звонка по тарифам оператора страны пребывания.
Также можно обратиться в службу поддержки ЕПГУ по адресу электронной почты: [email protected]
Подробная информация о регистрации на ЕПГУ, возможности оформления усиленной квалифицированной электронной подписи уполномоченного представителя юридического лица размещена на ЕПГУ (https://www.gosuslugi.ru/help/faq/c-1/1).
Правила осуществления религиозными объединениями миссионерской деятельности
В соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» под миссионерской деятельностью понимается деятельность религиозного объединения, направленная на распространение информации о своем вероучении среди лиц, не являющихся участниками (членами, последователями) данного религиозного объединения, а также осуществляемая в целях вовлечения указанных лиц в состав участников (членов, последователей) религиозного объединения, при этом осуществляемая публично, с помощью средств массовой информации, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо другими законными способами.
Для миссионерской деятельности характерна совокупность указанных трех признаков:
во-первых, осуществляется особым кругом лиц - религиозное объединение (религиозная организация и религиозная группа);
во-вторых, направлена на распространение информации о своем вероучении среди лиц, не являющихся участниками (членами, последователями) данного религиозного объединения;
в-третьих, имеет целью вовлечение названных лиц в состав участников (членов, последователей) религиозного объединения миссионерскую деятельность.
Деятельность религиозных объединений, не содержащая названных признаков, не может рассматриваться как миссионерская, и, следовательно, на нее не распространяются установленные действующим законодательством особенности правового регулирования в отношении миссионерской деятельности.
Не допускается осуществление миссионерской деятельности, цели и действия которой направлены на:
нарушение общественной безопасности и общественного порядка;
осуществление экстремистской деятельности;
принуждение к разрушению семьи;
посягательство на личность, права и свободы граждан;
нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;
склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;
воспрепятствование получению обязательного образования;
принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;
воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;
побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и к совершению иных противоправных действий.
Также не допускается осуществление миссионерской деятельности от имени религиозного объединения, цели и действия которого противоречат закону, в том числе, которое ликвидировано по решению суда, или деятельность которого приостановлена или запрещена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях», Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» либо Федеральным законом «О противодействии терроризму».
Миссионерскую деятельность от имени религиозной организации вправе осуществлять:
руководитель религиозной организации;
член коллегиального органа религиозной организации;
священнослужитель религиозной организации.
Иные граждане и юридические лица вправе осуществлять миссионерскую деятельность от имени религиозной организации при наличии у них документа, выданного руководящим органом религиозной организации и подтверждающего полномочие на осуществление миссионерской деятельности от имени религиозной организации. В данном документе должны быть указаны реквизиты документа, подтверждающего факт внесения записи о религиозной организации в единый государственный реестр юридических лиц и выданного Минюстом России или его территориальным органом.
Миссионерскую деятельность от имени религиозной группы вправе осуществлять граждане, имеющие при себе решение общего собрания религиозной группы о предоставлении им соответствующих полномочий с указанием реквизитов письменного подтверждения получения и регистрации уведомления о создании и начале деятельности указанной религиозной группы, выданного территориальным органом Минюста России.
Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, вправе осуществлять миссионерскую деятельность:
от имени религиозной группы - только на территории субъекта Российской Федерации, в котором расположен территориальный орган Минюста России, выдавший письменное подтверждение получения и регистрации уведомления о создании и начале деятельности указанной религиозной группы, при наличии документа о предоставлении им соответствующих полномочий;
от имени религиозной организации - только на территории субъекта или территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с территориальной сферой деятельности указанной религиозной организации при наличии документа о предоставлении им соответствующих полномочий.
Не допускается осуществление миссионерской деятельности следующими физическими лицами:
иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;
лицо, включенное в перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;
лицо, которое ранее являлось руководителем или входило в состав руководящего органа общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» либо Федеральным законом «О противодействии терроризму», судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности.
Места беспрепятственного осуществления миссионерской деятельности определены статьей 24.1 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». К ним относятся:
культовые помещения, здания и сооружения, а также земельные участки, на которых расположены такие здания и сооружения;
здания и сооружения, принадлежащие религиозным организациям на праве собственности или предоставленные им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также земельные участки, на которых расположены такие здания и сооружения;
помещения, принадлежащие религиозным организациям на праве собственности или предоставленные им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также земельные участки, на которых расположены здания, имеющие соответствующие помещения, по согласованию с собственниками таких зданий;
помещения, здания, сооружения и земельные участки, принадлежащие на праве собственности или предоставленные на ином имущественном праве организациям, созданным религиозными организациями;
земельные участки, принадлежащие религиозным организациям на праве собственности или предоставленные им на ином имущественном праве;
места паломничества;
кладбища и крематории;
помещения образовательных организаций, исторически используемых для проведения религиозных обрядов.
Не допускается осуществление миссионерской деятельности в жилых помещениях, за исключением случаев проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний.
Осуществление деятельности религиозного объединения по распространению информации о своем вероучении в принадлежащих другому религиозному объединению помещениях, зданиях и сооружениях, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения, допускается только с письменного согласия руководящего органа соответствующего религиозного объединения.
Следует отметить, что за нарушение правил осуществления миссионерской деятельности действующим законодательством для граждан, религиозных организаций и их должностных лиц предусматривается административная ответственность, установленная ст. 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок ликвидации некоммерческих организаций
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), названным Федеральным законом и другими федеральными законами.
Порядок ликвидации некоммерческой организации регламентируется статьями 61 - 65 ГК РФ, Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее Федеральный закон № 129-ФЗ), Федеральным законом № 7-ФЗ, иными законами об отдельных организационно-правовых формах некоммерческих организаций, а также в случаях, определенных соответствующими законами – учредительными документами некоммерческих организаций.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации ликвидация некоммерческой организации состоит из следующих этапов:
принятие решения о ликвидации некоммерческой организации;
формирование ликвидационной комиссии, назначение ликвидатора;
публикация сообщения о ликвидации в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица;
уведомление кредиторов некоммерческой организации о ликвидации некоммерческой организации;
составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса;
осуществление расчетов с кредиторами;
составление ликвидационного баланса;
государственная регистрация юридического лица в связи с ликвидацией.
Согласно нормам ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано:
по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами;
по решению суда. Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), устанавливают порядок и сроки ликвидации. Указанные уведомления могут быть представлены некоммерческой организацией как одновременно, так и последовательно.
В трехдневный срок уведомления о принятии решения о ликвидации некоммерческой организации, формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего) некоммерческой организации с приложением соответствующего решения представляются в уполномоченный орган или его территориальный орган.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона № 7-ФЗ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о ликвидации некоммерческой организации, о порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. Срок заявления требований кредиторами не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации некоммерческой организации.
В целях обеспечения размещения юридическими лицами сведений, обязательных для публикации в силу закона, Федеральной налоговой службой учреждено средство массовой информации - журнал "Вестник государственной регистрации".
По окончании срока для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемой некоммерческой организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
После утверждения промежуточного ликвидационного баланса учредителями (участниками) некоммерческой организации либо органом, принявшими решение о ликвидации некоммерческой организации, в территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации представляется уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса, с приложением промежуточного ликвидационного баланса.
Статьей 21 Федерального закона № 129-ФЗ определен перечень документов, представляемых для государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией:
подписанное заявителем заявление о государственной регистрации, в котором заявителем подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации некоммерческой организации, расчеты с его кредиторами завершены, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами (муниципальными органами) в установленных федеральным законом случаях (форма № Р15016);
ликвидационный баланс;
документ об уплате государственной пошлины;
документ, подтверждающий представление соответствующих сведений в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Кроме того, некоммерческая организация одновременно с документами для государственной регистрации в связи с ликвидацией представляет подтверждение публикации сообщения о ликвидации в органах печати.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации за государственную регистрацию ликвидации юридического лица взимается государственная пошлина в размере 800 рублей, за исключением случаев, когда ликвидация юридического лица производится в порядке применения процедуры банкротства.
В соответствии с Федеральным законом № 129-ФЗ заявителем при ликвидации юридического лица является конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор).
Максимальный срок государственной регистрации некоммерческой организации в связи с ее ликвидацией составляет десять рабочих дней.
Ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей свое существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Форма заявления (уведомления) при принятии решения о ликвидации некоммерческой организации, либо при составлении промежуточного баланса некоммерческой организации, либо при завершении ликвидации некоммерческой организации (№ Р15016) утверждена приказом ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/[email protected] «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».
Подпись заявителя на заявлении (уведомлении) должна быть засвидетельствована нотариально.
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области