Независимая антикоррупционная экспертиза как мера противодействия коррупции
В своих ежегодных посланиях Президент Российской Федерации в качестве одной из стратегических задач указывает необходимость борьбы с коррупцией. Правовое обеспечение противодействия коррупции осуществляется, в том числе, путем проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
В целях повышения эффективности взаимодействия между государством и институтами гражданского общества, усиления общественного контроля за органами власти, реализации принципа публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления был создан институт независимых экспертов, уполномоченных на проведение экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов на коррупциогенность.
Этот институт имеет важное значение также и потому, что позволяет осуществлять борьбу с коррупцией не только силами самих органов государственной власти. Независимые эксперты в силу своей незаинтересованности могут оценить нормативный правовой акт «со стороны».
Антикоррупционная экспертиза выступает дополнительным инструментом обеспечения качества принимаемых нормативных правовых актов, их большей эффективности в процессе последующего применения их на практике.
Независимая антикоррупционная экспертиза по своей сути является практической деятельностью институтов гражданского общества и граждан, которая состоит в проведении исследования текста нормативного правового акта или проекта нормативного правового акта в целях выявления в нем коррупциогенных факторов. Отличительной особенностью процесса проведения независимой антикоррупционной экспертизы является необходимость применения экспертом имеющегося у него комплекса специальных знаний.
По результатам проведения независимой антикоррупционной экспертизы оформляется письменное заключение по форме, установленной Минюстом России. Хотя данное заключение носит рекомендательный характер, оно подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.
При согласии с выводами, изложенными в заключении независимого эксперта, органом – нормотворцем осуществляется доработка текста нормативного правового акта с целью исключения из него коррупциогенного фактора. Таким образом, независимым экспертом реализуется представленное ему законодательно право напрямую влиять на содержание текста нормативного правового акта.
Следует отметить, что возможность стать независимым экспертом общедоступна. Изначально необходимо получить аккредитацию в Минюсте России на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Так, заявителями на аккредитацию могут быть как граждане Российской Федерации, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет, так и юридические лица, имеющие в своем штате не менее 3 работников, которые имеют высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет.
Для получения аккредитации в качестве независимого эксперта необходим минимальный пакет документов:
а) заявление об аккредитации физического лица в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
б) копию документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации (копия паспорта);
в) копию документа государственного образца о высшем профессиональном образовании;
г) копию документа государственного образца о наличии ученой степени (при наличии);
д) копию трудовой книжки;
е) справку о прохождении службы, подтверждающую наличие у гражданина соответствующего стажа работы по специальности, заверенную печатью организации, в которой заявитель проходит службу (в случае, если гражданин проходит военную службу либо правоохранительную службу).
Следует отметить, что способы направления пакета документов достаточно разнообразны и общедоступны: по почте, через ящик для корреспонденции Минюста России либо через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций).
Кроме того, получение предоставляемой Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги не требует от заявителя личной явки в Минюст России. Так, в случае принятия решения об аккредитации заявителя будет оформлено свидетельство об аккредитации с дальнейшим его направлением заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
На официальном сайте Минюста России в сети Интернет: www.minjust.ru и в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» www.gosuslugi.ru заявителю предоставляется возможность ознакомиться с перечнем необходимых для аккредитации документов, а также предоставляется возможность копирования необходимых образцов и форм заявлений.
В настоящее время в Саратовской области аккредитован Минюстом России
21 независимый эксперт, из которых 20 физических лиц и 1 юридическое лицо.
Таким образом, возможность влияния независимой антикоррупционной экспертизы на правоприменение в целом, должна обеспечивать осуществление обратной связи между государством и обществом, должна способствовать преодолению правового нигилизма и активному включению гражданского общества в процесс борьбы с коррупцией.
По информации Управления
Министерства юстиции РФ
по Саратовской области