Доклад о результатах деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Саратовской области за 2017 год

Официальная информация
20 марта 2018 года

Ссылка на скачивание

ДОКЛАД
о результатах деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Саратовской области за 2017 год








Саратов 2018
СОДЕРЖАНИЕ:
Раздел 1. Институт Уполномоченного
по защите прав предпринимателей
в Саратовской области

1.1. Структура института Уполномоченного 
по защите прав предпринимателей
в Саратовской области

1.2. Аппарат Уполномоченного
по защите прав предпринимателей
в Саратовской области

1.3. Общественные институты при Уполномоченном
по защите прав предпринимателей
в Саратовской области

1.3.1. Общественные приемные

1.3.2. Формирование института общественных
помощников Уполномоченного
по защите прав предпринимателей
в Саратовской области (отраслевых и территориальных)

1.3.3. Общественный Совет при Уполномоченном
по защите прав предпринимателей
в Саратовской области

1.3.4. Эксперты, работающие на условиях
 PRO BONO PUBLICO

1.3.5.АНО «Саратовский Центр
общественных процедур  «Бизнес против коррупции»

Раздел 2. Правозащитное направление деятельности
Уполномоченного по защите прав предпринимателей
в Саратовской области

2.1. Проведение приемов предпринимателей

2.2. Рассмотрение обращений субъектов
предпринимательской деятельности

2.3. Тематика жалоб и обращений

Раздел 3. Участие Уполномоченного
по защите прав предпринимателей
в Саратовской области
в судебной защите прав
и законных интересов субъектов
предпринимательской деятельности

3.1. Участие Уполномоченного в судебных
рассмотрениях гражданских дел в качестве
третьего лица, не заявляющего самостоятельных
требований относительно предмета спора

3.2. Участие Уполномоченного в рассмотрении
гражданских дел в качестве заявителя

3.3. Участие Уполномоченного в рассмотрении
 судом административных дел

3.4. Участие Уполномоченного в уголовном
процессе в качестве защитника наряду с адвокатом

Раздел 4. Участие в заседаниях
коллегиальных органов, совещаниях,
иных мероприятиях

4.1. Совет уполномоченных по защите
прав предпринимателей в субъектах
Российской Федерации, находящихся
в пределах Приволжского федерального округа

4.2. Межведомственная рабочая группа
управления Генеральной прокуратуры
 Российской Федерации
в Приволжском федеральном округе
по вопросам защиты прав предпринимателей

4.3. Комиссия по улучшению инвестиционного
климата, снижению административных
барьеров и развитию малого и среднего
предпринимательства в Приволжском
федеральном округе

4.4. Главный федеральный инспектор
по Саратовской области

4.5. Высший экономический Совет
при Губернаторе Саратовской области

4.6. Совет по инвестициям
при Губернаторе Саратовской области

4.7. Совет по развитию малого и среднего
предпринимательства при Правительстве
Саратовской области

4.8. Совет региональных уполномоченных
(по правам человека, по правам ребенка,
по защите прав предпринимателей)

4.9. Участие Уполномоченного
по защите прав предпринимателей
в Саратовской области
в законотворческом процессе

Раздел 5. Взаимодействие Уполномоченного
по защите прав предпринимателей
в Саратовской области в рамках
заключенных соглашений

5.1.  Взаимодействие с органами
 прокуратуры Саратовской области

5.2. Взаимодействие с органами
исполнительной власти, органами
государственной власти области,
органами местного самоуправления

Раздел 6. Предложения по перспективным
направлениям деятельности Уполномоченного
по защите прав предпринимателей
в Саратовской области




Настоящий доклад подготовлен Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Саратовской области в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 07.05.2013 №78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации», статьей 9 Закона Саратовской  области от 03.12.2014 №163-ЗСО «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Саратовской области».
Раздел 1. ИНСТИТУТ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
1.1. Структура института Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Саратовской области
     Институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Саратовской области (далее – Уполномоченный) действует с 2013 года. Распоряжением Губернатора Саратовской области от 15.04.2013 №296-р Фатеев Максим Альбертович был назначен Уполномоченным по защите прав предпринимателей при Губернаторе Саратовской области на общественных началах. В 2014 году был принят Закон Саратовской  области от 03.12.2014 №163-ЗСО «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Саратовской области».
  В декабре 2016 года институт Уполномоченного поднялся на качественно новую ступень в своей деятельности.
Должность Уполномоченного стала относиться к государственной должности Саратовской области и была включена в Сводный перечень государственных должностей Саратовской области (Постановление Губернатора Саратовской области от 22.12.2016 №449 «О внесении изменения в постановление Губернатора Саратовской области от 27.11.2006 №205»). Этим же постановлением создан аппарат Уполномоченного в области.
Постановлением Саратовской областной Думы от 07.12.2016 №58-2171 на должность Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Саратовской области назначен Петриченко Михаил Петрович
21.12.2016 Уполномоченный и его Аппарат внесен в Единый государственный реестр юридических лиц.
1.2. Аппарат Уполномоченного
          Для реализации стоящих перед Уполномоченным задач и обеспечения деятельности Уполномоченного создан Аппарат Уполномоченного, который осуществляет правовое, организационно-хозяйственное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение деятельности Уполномоченного.
    Структура Аппарата утверждена Уполномоченным. В структуру Аппарата Уполномоченного входит руководитель аппарата, советник, референт и консультант. Штатная численность Аппарата составляет                        4 единицы. Численный состав Аппарата и его структура согласованы с Правительством Саратовской области. Сотрудники Аппарата являются государственными гражданскими служащими области.
    Финансирование деятельности Уполномоченного и его Аппарата осуществляется за счет средств областного бюджета.
1.3. Общественные институты при Уполномоченном
    Общественные институты при Уполномоченном представлены следующими структурами:
     1. Общественные приемные;
     2. Общественные помощники Уполномоченного;
           3. Общественный Совет при Уполномоченном;
     4. Эксперты, работающие на условиях PRO BONO PUBLICO;
     5. АНО «Саратовский Центр общественных процедур «Бизнес против коррупции».

1.3.1. Общественные приемные
    Общественная приемная Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей в Саратовской области создана на основании распоряжения Уполномоченного по защите прав предпринимателей в области и располагается в Торгово-промышленной палате Саратовской области.
    Другая Общественная приемная создана в рамках Соглашения о сотрудничестве между Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Саратовской области и государственным унитарным предприятием Саратовской области «Бизнес-инкубатор Саратовской области» от 25.05.2017 на площадке ГУП СО «Бизнес-инкубатор Саратовской области».
    Основная задача Общественных приемных – организация консультаций субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам защиты их прав, проведение экспертизы по предоставленным материалам обращений.
    Уполномоченным проводится личный прием предпринимателей с разъяснением их прав и консультированием по вопросам защиты и восстановления нарушенных прав и интересов.
1.3.2. Формирование института общественных помощников
Уполномоченного (отраслевых и территориальных)
    Назначение общественных помощников Уполномоченного осуществляется в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона Саратовской области от 03.12.2014 №163-ЗСО «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей  в Саратовской области», а также Положением об общественных помощниках, утвержденным распоряжением Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Саратовской области  от 07.03.2017 №10.
     Деятельность общественных представителей осуществляется на общественных началах и строится на основе принципов гласности, инициативности, объективности и доступности.
    Основными задачами общественных представителей являются:
    -  общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов предпринимателей в Саратовской области;
    -  участие в формировании и реализации государственной политики в области развития предпринимательской деятельности и защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, осуществлении мер по улучшению инвестиционного климата в Саратовской области;
    -  регулярное информирование Уполномоченного о положении дел по вопросам соблюдения прав и законных интересов предпринимателей;
    -  содействие Уполномоченному в организации работы по правовому просвещению предпринимателей, повышению уровня правовой культуры и этики;
    - содействие Уполномоченному по вопросам рассмотрения жалоб предпринимателей.
    Обязательным условием назначения общественным помощником Уполномоченного является согласование его кандидатуры с бизнес – сообществом. Общественные представители назначаются Уполномоченным из числа авторитетных, состоявшихся и успешных в определенной сфере профессиональной деятельности лиц.  
В 2017 году общественные помощники приняли участие в первом организационном заседании Общественного Совета при Уполномоченном,                             10 совещаниях с выездом Уполномоченного в муниципальные районы Саратовской области: Балаковский, Красноармейский, Марксовский, Хвалынский, Энгельсский, Вольский, Романовский, Ровенский, Пугачевский, Калининский, а также во всех мероприятиях, проводимых Уполномоченным в отчетном году.
Взаимодействие Уполномоченного с общественными помощниками и в рамках работы Совета строится по трем основным направлениям:
- по территориальному признаку: с общественными помощниками в муниципальных районах области или взаимодействие по «кустовому» принципу, на базе соседствующих территорий;
- по отраслевому признаку: с целью выявления и разрешения проблем предпринимателей, характерных и специфических для определенных отраслей;
- взаимодействие с общественными организациями в регионе: Союз «Торгово-промышленная палата Саратовской области», Общественная палата Саратовской области, региональное отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», Общероссийская общественная организация «Деловая Россия», региональное объединение «Союз товаропроизводителей и работодателей Саратовской области», Общероссийский Народный Фронт Саратов.
       В настоящее время во всех муниципальных районах Саратовской области:
- назначены общественные представители Уполномоченного, действующие на общественных началах;
- назначены должностные лица в администрациях муниципальных районов области, ответственные за  взаимодействие с Уполномоченным.
        По результатам взаимодействия Уполномоченного с прокуратурой Саратовской области, Управлением Федеральной налоговой службы по Саратовской области, Управлением  Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области, Отделением ПФР по Саратовской области  была достигнута договоренность об организации конструктивного взаимодействия с общественными помощниками Уполномоченного в муниципальных районах Саратовской области, использовать их возможности для проведения совместных приемов предпринимателей.
В 2017 году Уполномоченным также был назначен общественный помощник  по направлению защиты прав предпринимателей в сфере медицинских услуг. Подписано Соглашение о сотрудничестве между Уполномоченным и Ассоциацией  «Саморегулируемая организация  «Объединение медицинских учреждений».
Уполномоченным в отчетный период было проведено ряд рабочих встреч с  членами Ассоциации по вопросам защиты их прав при проведении внеплановых проверок, досрочного выхода на пенсию работников частных медицинских организаций.
                1.3.3. Общественный  Совет при Уполномоченном
        В  целях содействия улучшению делового и инвестиционного климата в Саратовской области и развитию общественных институтов, ориентированных на защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона Саратовской области от 03.12.2014  №163-ЗСО «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Саратовской области» при Уполномоченном был  создан Общественный Совет.
      Совет является главным консультативно-совещательным органом при Уполномоченном в сфере защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. В состав Совета вошли общественные представители Уполномоченного в муниципальных районах области, от общественных организаций и отраслевых объединений предпринимателей – руководители предприятий малого и среднего бизнеса, имеющие значительную практику в работе по защите прав предпринимателей и развитию предпринимательства в своей сфере.
       Основными задачами Совета являются:
    -  системный анализ материалов правоприменительной практики о соблюдении прав и законных интересов предпринимателей в Саратовской области; подготовка заключений по отдельным нормативным правовым актам Саратовской области, регламентирующим вопросы предпринимательства;
    - внесение предложений по совершенствованию федерального и регионального законодательства в области осуществления предпринимательской деятельности, направленных на снижение административных барьеров, упрощение условий создания и осуществления предпринимательства, повышение эффективности взаимодействия предпринимателей и органов власти в Саратовской области;
    - участие в подготовке наиболее значимых обращений Уполномоченного в органы государственной власти и местного самоуправления;
    - внесение предложений по подготовке рекомендаций органам государственной власти и органам местного самоуправления, а также иным организациям, по вопросам, касающимся обеспечения прав и законных интересов предпринимателей Саратовской области;
    - подготовка и экспертная оценка материалов и документов, используемых при составлении специальных и ежегодных докладов Уполномоченного о соблюдении прав и законных интересов предпринимателей Губернатору Саратовской области и Саратовской областной Думе;
    - подготовка по запросу Уполномоченного заключений по жалобам граждан на действия (бездействие) органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц; участие в проведении проверок по фактам нарушений прав и законных интересов предпринимателей;
    - проведение общественной правовой экспертизы при рассмотрении случаев грубого или массового нарушения прав и законных интересов предпринимателей Саратовской области;
    - оказание содействия Уполномоченному в области вопросов научно-аналитического, правового, информационно-справочного и консультативного обеспечения деятельности Уполномоченного;
    - проведение текущего мониторинга состояния развития предпринимательства в Саратовской области, в том числе на основании жалоб и заявлений предпринимателей;
    - обеспечение открытости, прозрачности и публичности процедур рассмотрения обращений, поступающих в адрес Уполномоченного;
    - участие в мероприятиях, направленных на поддержку и популяризацию предпринимательства.
         В 2017 году состоялось общее организационное заседание Общественного Совета при Уполномоченном с участием всех общественных помощников Уполномоченного, а также 10 «кустовых» совещаний с выездом Уполномоченного в муниципальные районы Саратовской области: Балаковский, Красноармейский, Марксовский, Хвалынский, Энгельсский, Вольский, Романовский, Ровенский, Пугачевский, Калининский. 
   На заседании Совета были рассмотрены вопросы, касающиеся взаимодействия Уполномоченного с Правительством области, контрольно-надзорными и правоохранительными органами, введения новой контрольно – кассовой техники и новых технологий кассового учета, погашения задолженности по исполненным государственным и муниципальным контрактам, подготовке законодательных инициатив в сфере защиты прав предпринимателей и содействия развитию малого и среднего бизнеса.                               
       По итогам заседания Совета была принята резолюция, в которой обозначены задачи и приоритетные направления деятельности общественных представителей Уполномоченного, рекомендованы формы работы общественных представителей для реализации своей деятельности.
 1.3.4. Эксперты, работающие на условиях PRO BONO PUBLICO
Уполномоченным проводится работа по формированию состава экспертов, работающих на условиях PRO BONO PUBLICO.
Вместе с тем, за отчетный период экспертами PRO BONO PUBLICO подготовлено 5 заключений по жалобам (обращениям) предпринимателей.
Кроме того:
- был проведен мониторинг судебной практики Саратовской области по вопросам, касающимся избрания меры пресечения в виде заключения под стражу для субъектов предпринимательской деятельности, результаты которого позволили выявить наличие системной проблемы в указанной сфере и подготовлены предложения по принятию необходимых мер в целях минимизации негативных последствий для предпринимателей;
- оказано содействие в защите прав медицинских работников частных медицинских организаций в Саратовской области, столкнувшимся с отказами Отделения пенсионного фонда РФ по Саратовской области о включении периодов их работы в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
8 декабря 2016 года Уполномоченный М.П. Петриченко принял участие в IV Всероссийской конференции юристов, работающих по системе pro-bono, организованной по инициативе Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Б.Ю. Титова.    На данном мероприятии были рассмотрены  вопросы совершенствования уголовного и уголовно-процессуального законодательства.    
По мнению Б.Ю. Титова, работа юристов pro bono - краеугольный камень института уполномоченных по защите прав предпринимателей. «Без ваших экспертиз по уголовным и административным делам, систематизации проблем, работы над законодательными инициативами, бизнес-омбудсмены не могли бы полноценно выполнять свои функции», - заявил он.   
1.3.5. АНО «Саратовский Центр общественных процедур                          «Бизнес против коррупции»
    АНО «Саратовский Центр общественных процедур «Бизнес против коррупции» (далее – Центр) находится в стадии создания. Учредительные документы и кандидатура на должность директора согласованы Президиумом АНО «Центр общественных процедур «Бизнес против коррупции» г. Москва. 
    Миссией Центра является защита предпринимателей от незаконного уголовного преследования, в том числе связанного с незаконным захватом активов предприятий (рейдерством), коррупционными действиями со стороны должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления.
     Основными направлениями деятельности Центра являются:
    - оперативное: рассмотрение обращений по конкретным случаям незаконного уголовного преследования предпринимателей на базе общественной оценки, оказание содействия предпринимателям в обращении в органы государственной власти и органы местного самоуправления;
    - информационное: создание информационных ресурсов и широкое публичное освещение проблематики, предание гласности фактов незаконного уголовного преследования предпринимателей;
    - законодательное: разработка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации с учетом мнения предпринимателей о сложившейся практике правоприменения, направленных на противодействие коррупции, снижение административных барьеров и улучшение инвестиционного климата.
    Деятельность Центра строится на принципах эффективности и ориентации на результат; профессионализма и ответственности; гласности и информационной открытости; неукоснительного соблюдения регламента работы и постоянного развития.


Раздел 2. ПРАВОЗАЩИТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
 ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО
2.1. Проведение приемов предпринимателей
 Еженедельно Уполномоченный осуществлял приемы  предпринимателей  в Общественной приемной Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей в Саратовской области (в помещении Торгово-промышленной палаты Саратовской области), а также личные приемы предпринимателей в приемной Президента Российской Федерации в Саратовской области (согласно графику проведения приемов), во время выездов в муниципальные районы Саратовской области.
2.2. Рассмотрение обращений субъектов                               предпринимательской деятельности
    Жалобы и заявления поступали к Уполномоченному посредством всех видов связи:
- по почте,
- в ходе личных приемов,
- в общественную приемную Уполномоченного,
-направлялись из аппарата Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, из аппарата главного федерального инспектора по Саратовской области, из министерства экономического развития Саратовской области, из Общественной палаты Саратовской области.
За отчетный период к Уполномоченному обратились 476 субъектов предпринимательской деятельности. 98 % жалоб и обращений Уполномоченный рассматривал самостоятельно на региональном уровне.
Заявления, содержащие просьбу о вмешательстве Уполномоченного, поступали от представителей бизнеса г. Саратова, г. Энгельса, г. Балаково,
 г. Ртищево, Саратовского, Краснопартизанского, Хвалынского, Екатериновского, Саратовского, Ровенского, Воскресенского, Ершовского, муниципальных районов Саратовской области.
    Каждому из обратившихся была оказана необходимая информационно-правовая помощь, приняты меры к восстановлению нарушенных прав, в том числе, в судебном порядке.      
2.3. Тематика обращений
Административные жалобы
Неисполнение заказчиками (органами исполнительной власти области, органами местного самоуправления, подведомственными им учреждениями) обязательств по оплате государственных и муниципальных контрактов.
Такие обращения поступали от предпринимателей, осуществляющих деятельность в городах:
- Сызрань. Должник – администрация Марксовского муниципального района;
-Тольятти Самарской области. Должник - ГКУЗ Саратовской области «Саратовский медицинский центр мобилизационных резервов «Резерв» (несвоевременное перечисление авансовых платежей);
 - Екатеринбург. Должник – министерство социального развития Саратовской области (вопрос урегулирован);
 - Волгоград. Должник – администрация Ртищевского муниципального района;
- Тула. Должник – ФГУП «ГУССТ №5 при Спецстрое России» (в настоящее время – ФГУП «ГВСУ №5»);
Представители бизнеса Саратовской области сообщали о невыплате им по исполненным контрактам со стороны:
- администрации района имени Лазо Хабаровского края. Вопрос урегулирован после обращения к прокурору Хабаровского края;
- администрации Екатериновского района;
- администрации Саратовского района. Вопрос решен после обращения к прокурору Саратовского района;
- администрации Марксовского района. Задолженность по 26 исполнительным листам погашена;
-администрации Горновского муниципального образования Краснопартизанского муниципального района;
- администрации Пугачевского муниципального района;
- ФГУП «ГУССТ №3 при Спецстрое России», г. Санкт-Петербург.
Для решения задачи Президентом Российской Федерации было дано поручение от 13.07.2015 №Пр-1349 о проведении Генеральной прокуратурой Российской Федерации на постоянной основе проверок соблюдения законодательства Российской Федерации в части, касающейся своевременной оплаты заказчиками обязательств по исполненным государственным контрактам. Поэтому взаимодействие с органами прокуратуры Саратовской области в этом вопросе является одним из приоритетных направлений деятельности Уполномоченного.
Прокуратура Саратовской области оказывает активное содействие в погашении задолженности по исполненным государственным и муниципальным контрактам. Совместные действия с Правительством области по урегулированию сложившейся ситуации также дают положительную динамику по погашению задолженности:
- ситуация поставлена на постоянный контроль  Губернатора области;
-проводятся совещания у первого заместителя Председателя Правительства области с приглашением руководства и представителей прокуратуры области, УФК по Саратовской области, УФНС по Саратовской области, Уполномоченного, руководителей министерств и ведомств, которые являются главными распорядителями бюджетных средств;
- ведется мониторинг ситуации, связанной с неоплатой обязательств по государственным и муниципальным контрактам.
В свою очередь, Уполномоченным в целях снижения бюджетной задолженности перед бизнесом принимались следующие меры:
- организован мониторинг объема задолженности и причин возникновения, а также информирования о принятых мерах по сокращению и недопущению подобной ситуации;
- подготовлена законодательная инициатива по вопросам защиты прав предпринимателей и содействия развитию малого и среднего бизнеса.  В частности, проект распоряжения Губернатора Саратовской области «О мерах по повышению ответственности должностных лиц исполнительных органов государственной власти Саратовской области и государственных учреждений Саратовской области за допущенные нарушения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности»;
- на сайте Уполномоченного размещен раздел для мониторинга исполненных и неоплаченных государственных и муниципальных контрактов.
Серьезное внимание уделялось досудебному решению вопроса погашения задолженности, так как обращение исполнителей в суд с иском о принудительном взыскании влечёт дополнительную нагрузку на бюджет в виде взыскания судебных расходов, стоимости экспертиз, возмещения неустойки, штрафов, пени.
 Анализ сложившейся ситуации показал, что основными причинами образования задолженности перед бизнесом по исполненным государственным и муниципальным контрактам являются:
- принятие бюджетных обязательств при отсутствии на счетах достаточных лимитов, а также неисполнение условий соглашений о предоставлении межбюджетных трансфертов;
- неоплата по государственным и муниципальным контрактам в связи  с некачественно выполненными по ним работами, что ведет к разрешению спора в судебном порядке;
- длительный период исполнения обязательства по контрактам, в связи с чем при наступлении срока оплаты в соответствующем бюджете оказывается недостаточно денежных средств;
- невозможность произвести оплату из-за наложения ареста на лицевые счета государственных или муниципальных органов из-за неисполненных ранее взятых на себя обязательств.
В настоящее время наметилась тенденция кратного уменьшения сумм задолженности перед бизнесом. Основным инструментом для достижения этой цели явилась, прежде всего, совместная работа Уполномоченного с органами прокуратуры Саратовской области, а также органами исполнительной власти региона.
Проблемы, связанные с переходом на новый порядок применения контрольно-кассовой техники (ККТ) в соответствии со вступившим в силу Федеральным законом от 03.07.2016 №290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Проводимая реформа затрагивает значительную часть хозяйствующих субъектов, которые несут существенные расходы по покупке и установке онлайн-касс. По результатам первого этапа мониторинга применения новой ККТ Уполномоченным были отмечены следующие проблемы:
    -несмотря на большую просветительскую работу, опросы предпринимателей показали недостаточную информированность бизнеса о порядке перехода на новую систему применения ККТ,
    -длительное время - проблема дефицита во всех регионах страны фискальных накопителей,
    -значительные дополнительные издержки, которые были возложены на предпринимателей в связи с внедрением онлайн – касс. В частности, высокая стоимость самих аппаратов (впоследствии удалось добиться ее снижения в два раза) и фискальных накопителей,
- уменьшение суммы налога на расходы, связанные с приобретением ККТ («налоговый вычет»),
-проблема гарантийного или текущего ремонта онлайн- касс.
Уполномоченным во взаимодействии с Правительством области, УФНС по Саратовской области, Торгово–промышленной палатой Саратовской области, Саратовским региональным отделением ООО МПС «ОПОРА РОССИИ» и Саратовским областным региональным отделением общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» проводилась активная работа по обеспечению плавного перехода со старой системы применения ККТ на новую:
-УФНС по Саратовской области, аппаратом Уполномоченного, общественными организациями организованы «горячие линии» по проблемам внедрения новой ККТ;
-УФНС по Саратовской области осуществлялся постоянный мониторинг процесса перехода на новый порядок применения ККТ;
В целях организации межведомственного взаимодействия распоряжением УФНС по Саратовской области от 05.05.2017 №01-05/30 создана межведомственная рабочая группа;
- ведется реестр организаций, осуществляющих в Саратовской области продажу ККТ, центров технического обслуживания ККТ, а также мониторинг цен на ККТ в целях недопущения ажиотажного роста цен на онлайн - кассы и фискальные накопители;
- ведется оперативный контроль за ритмичностью оформления заказов и поступления ККТ (особый контроль за фискальными накопителями), фактической задолженностью изготовителей ККТ, сложившейся в связи непоставкой ими ККТ, предупреждение возможного сбора денежных средств в счет будущих поставок ККТ фирмами – «однодневками»;
- систематически осуществляются совместные выезды в муниципальные районы области для организации семинаров и встреч с предпринимателями для выявления проблем внедрения новой ККТ, скрытых издержек предпринимателей при внедрении ККТ, выработки мер по обеспечению всех предприятий необходимым оборудованием в установленный срок;
- УФНС по Саратовской области осуществляется новая форма взаимодействия с предпринимателями «Открытые классы» при межрайонных ИФНС – проведение встреч с предпринимателями по 2-3 часа каждую неделю по актуальной проблематике;
-Правительством Саратовской области было принято постановление от 13.02.2017 №52-П «Об утверждении Перечня местностей Саратовской области, удаленных от сетей связи, в которых пользователи могут применять контрольно-кассовую технику в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных».
Проблема возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм               страховых взносов, пеней и штрафов
    Уполномоченным совместно с УФНС по Саратовской области, ОПФР по Саратовской области проведена следующая работа по урегулированию проблемы возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов, возникающей в связи с изменением законодательства и передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование:
    - по инициативе Уполномоченного проведено рабочее совещание с УФНС по Саратовской области;
    - проведено совещание с приглашением руководителей УФНС по Саратовской области, ОПФР по Саратовской области на предмет практической реализации механизма возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов;
    - Уполномоченный встречался с руководством районных управлений  ОПФР по Саратовской области;
    -  19.09.2017 года совместно с СРО ООО МСП «Опора России» была проведена встреча предпринимателей области с управляющим ОПФР по Саратовской области.
    В настоящее время проблема межведомственного взаимодействия урегулирована.
Иные вопросы, обозначенные предпринимателями                                                 в обращениях на имя Уполномоченного
-о нарушениях законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности при проведении проверочных мероприятий органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;
-обжалование решений налоговых органов, Пенсионного фонда  о доначислении НДС, пени, штрафов, задолженности по обязательным страховым взносам;
-содействие в возврате денежных средств акционерного общества, размещенных в Банке, признанном несостоятельным (банкротом), согласно договору банковского вклада;
-несогласие с решением органов местного самоуправления об отказе включить нестационарный торговый объект в схему размещения НТО, а также несогласие с исключением таких объектов из схемы, иные вопросы обжалования действий (бездействия) администрации МО «Город Саратов», администраций районов города и области;
-отказ должностных лиц органов местного самоуправления в выдаче разрешения на строительство административно-торгового здания в связи с изменением вида территориального зонирования земельного участка, отмена разрешения на строительство объекта, отказ в заключении договора аренды земельного участка или предоставление в собственность;
-отказ муниципалитета в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции;
-о правомерности демонтажа вывесок с фасадов зданий, несогласие с изменениями, внесенными в Приложение к решению Саратовской городской Думы «О Правилах благоустройства территории МО «Город Саратов»;
- содействие в получении согласов

Назад